Бесконтактная мойка. Опасность щелочной пены

Мойка автомобиля — рутинная процедура, которой большинство автомобилистов, увы, не уделяет должного внимания. Собственный шампунь для волос, например, мы выбираем тщательно, но совершенно не интересуемся, чем и как моют нашу машину. И напрасно: неправильная мойка не только снижает эффективность полиролей и защитных составов, но и портит лакокрасочное покрытие кузова. Давайте глубже окунёмся в «пенную» тему.

Ручная, автоматическая и бесконтактная мойка

Самая известная реклама мойки — девушки в бикини, вручную натирающие машину тряпками. В реальной жизни мойщики немного другие, но смысл тот же: ручная мойка — классика жанра. Моющий состав (смесь шампуня и воды) разводится в ведре и наносится на кузов автомобиля тряпкой или губкой вручную, затем тщательно растирается и смывается водой. Долгое время ручная мойка де-факто была стандартом индустрии.

С ручной мойкой есть одна проблема: человеческий фактор. Она требует от мойщиков сносной квалификации и ответственного подхода к работе. Губку нужно часто споласкивать и аккуратно смывать грязь, а не втирать её в краску. В результате мойка занимает довольно много времени, а толковые мойщики требуют достойной оплаты за свой труд.

Чтобы ускорить процесс и убрать человеческий фактор, была придумана автоматическая механизированная мойка. Автомобиль заезжает в специальное помещение, где попадает в объятия больших вращающихся щёток. Такой способ мытья — самый болезненный для машины: жесткий ворс щёток нередко ломает антенны и дефлекторы, что уж говорить о лакокрасочном покрытии. Да и обслуживание автоматической мойки недёшево.

В итоге реалии рынка (стремление мыть машины максимально быстро и дёшево) привели к появлению бесконтактных моек. В мире это не самый популярный способ вымыть автомобиль, но в России — наиболее распространённый в последние годы. Моющее средство распыляется на машину в виде пены, после чего смывается водой под высоким давлением — всё это за считанные минуты, и без особых требований к квалификации мойщика. Реклама бесконтактных моек заверяет, что они наиболее безопасны для лакокрасочного покрытия, но возникает вопрос: за счёт чего смывается грязь, если её никто не оттирает? Ответ очевиден — благодаря высокой агрессивности моющего средства. И никто не гарантирует, что кузов безболезненно перенесёт «химическую атаку» на грязь.

Моющие средства и их нанесение

Автомобильные моющие средства существенно отличаются и по своему составу, и по уровню кислотности (pH). Например, для ручной мойки используют шампуни с нейтральным pH — так называемые деликатные средства; ими можно смело мыть и хром, и полированный алюминий, и пластик. Они не образуют на кузове агрессивную среду, а грязь отмывают благодаря входящим в состав ПАВам — поверхностно-активным веществам. Эти химические соединения (входящие, кстати, и в состав бытовых стиральных порошков) снижают поверхностное натяжение, позволяя легко удалить грязь губкой. Синтетические ПАВы автомобильных шампуней также играют роль смазки, заметно снижая трение, и хорошо совместимы с кожей: шампунем для ручной мойки можно пользоваться без перчаток.

Средства для ручной мойки наносят эмульсионным способом — в виде смеси с водой в определённой пропорции. Это наиболее эффективный метод, ведь эмульсия растекается однородным слоем, проникая также во все стыки кузова.

Средства для бесконтактной мойки принципиально иные. Это щелочные составы с высоким уровнем pH, задача которых — максимально быстро растворить грязь. Результата они достигают за счёт химической агрессивности, а не благодаря ПАВам — их в составе может не быть вовсе. Нет в них и смазывающих добавок, снижающих трение, поэтому ручное растирание «бесконтактной» пены губкой, которое иногда практикуют на мойках, нежелательно. Да и касаться щелочной пены без резиновых перчаток — плохая идея.

Щелочные средства наносят пенным способом — это эффектно, но не слишком эффективно. В активной пене много воздуха, она неоднородна, и контактирует с кузовом не так хорошо, как эмульсионная смесь. В кузовные стыки пена не проникает, ложась сверху «шапкой», словно снег. Зато на клиента «пенная вечеринка» производит большое визуальное впечатление.

Взаимодействие с кузовом и полиролями

Очевидно, что щелочная активная пена — не самое деликатное моющее средство. Наносить её нужно не более чем на 2-3 минуты: если мойщик «запенил» машину и пошёл на перекур — пора начинать беспокоиться. Безопасность активной пены для лакокрасочного покрытия зависит и от качества входящей в её состав щёлочи, а значит — от снабженцев автомойки и их желания сэкономить. Но даже если вам демонстрируют банки с дорогой фирменной жидкостью, вы никогда не узнаете, что именно и в какой пропорции залито в пеногенератор: «химичат» на отечественных мойках массово.

Неправильная протирка после мойки — также большая опасность для кузова. Нередко мойщики используют самые дешёвые впитывающие ткани, причём «до последнего», пока они не превратятся в грязные лоскуты. А если после пены на кузове осталась пыль или песчинки, то их старательно разотрут до появления царапин.

Обычно проблемы из-за плохой мойки выявляются не сразу: помутнение лака и пластика, коррозию хрома и алюминиевых дисков вы заметите спустя какое-то время. А когда это случится, претензии к мойке уже будут бессмысленны: всегда можно свалить вину на другую мойку, кислотные дожди или дорожные реагенты.

А что насчёт полиролей и защитных покрытий — спасут ли они машину от отечественных «мойдодыров»? К сожалению, от бесконтактной мойки страдают и они: щелочные средства заметно снижают их срок службы. Особенно чувствителен к щёлочи воск — смесь сложных эфиров и кислот. Реакция нейтрализации при взаимодействии щёлочи и кислоты — основа школьного курса химии. Но это никого не смущает: дополнительную услугу «обработка кузова воском» сразу после мытья щелочной пеной повсеместно навязывают на мойках. Как правило, это достаточно дешевые варианты, которые могут и не «дожить» до следующей мойки.

С полиролями и покрытиями для кузова «дружат» только pH-нейтральные средства для ручной мойки — именно ими нужно мыть автомобиль перед нанесением защитного состава. Долговечность покрытия также зависит от того, как и чем вы будете мыть машину. Ручная мойка деликатными шампунями позволит защитным полиролям эффективно действовать весь заявленный срок. А мойка агрессивной щелочной пеной заметно сократит их «жизнь».

О правильной ручной мойке машины и свойствах шампуней читайте в отдельной статье.